П.Ф.Подковыркин
________________________________________________________
Летопись личных и творческих взаимоотношений
В.А.Жуковского и К.Н.Батюшкова


Начало
1807 год
1808 год
1809 год
1810 год
1811 год
1812 год
1813 год
1814 год
1815 год
1816 год
1817 год
1818 год
1819 год
1821год
После 1821

...Это может дать повод ко множеству мыслей,
если соединить всё подмеченное, отнести всё,
насколько это возможно, к чему-то общему,
развить это дальше, как это предстало бы в
предельном совершенстве; если попытаться
объяснить себе, как это стало и как это
модифицировалось каждый раз внешним миром...

Ф.Шлегель

            Предисловие           

            Публикуемая здесь «Летопись…» возникла в работе над диссертацией «Личные и творческие взаимоотношения В.А.Жуковского и К.Н.Батюшкова» и представляет собой фактографию предмета исследования.
            Традиция совместного восприятия Батюшкова и Жуковского появилась ещё при жизни поэтов, когда в 1817 г. С.С.Уваров, сравнивая поэтов, определил их формулой «non secundus sed alter», а В.Г.Белинский позднее признавался, что «имена их всегда как-то вместе ложатся под перо». Почти двухвековая традиция изучения наследия Батюшкова и Жуковского не могла разгадать это «как-то» и современные представления о взаимоотношениях двух первых русских романтиков остаются по-прежнему схематичными: Батюшков и Жуковский «идут по параллельным путям навстречу друг другу и при некоем общем исходном ядре оказываются различными» (Топоров В.Н. Трагическое у Батюшкова // Тезисы докладов к науч. конф. — Вологда, 1987. – С.12). История личных и творческих взаимоотношений Батюшкова и Жуковского потому остается непóнятой, что до сих пор исследование велось как сравнение двух поэтов с целью найти «общее ядро». Однако сравнительный метод в данном случае не годится, так как речь идет не о двух поэтах-друзьях (как, например, Батюшков и Гнедич, Жуковский и Вяземский и т.д.), а о феномене совместности двух поэтов, стоящих у истоков русского романтизма и Пушкина.
            «Летопись…», представляющая собой хронологически упорядоченные факты личного и творческого общения Батюшкова и Жуковского, позволяет рассмотреть взаимоотношения двух поэтов как единый литературный факт. В «Летопись…» в хронологическом порядке включены все доступные нам сведения о личных встречах поэтов, об их сотрудничестве в литературных обществах и журналах, о совместном выборе источников для переводов, о совместном чтении, редактировании (и взаиморедактировании), издании произведений, о дарении или обмене замыслами, о письмах, записках, дарственных надписях на книгах, о взаимных оценках друг друга в письмах к другим лицам, о цитатах, реминисценциях, заимствованиях и влияниях в произведениях поэтов, об их «дублетных» произведениях, об откликах современников Батюшкова и Жуковского о характере их взаимоотношений и мн.др. Синхронизация событий жизни и творчества двух поэтов позволяет проследить возникновение и эволюцию феномена «естественного союза» (П.А.Вяземский) двух поэтов, уточнить и объяснить многие детали литературной жизни тех лет.
            «Летопись…» в том виде, как она представлена в настоящей публикации, не является «каноническим» текстом, работа еще не завершена. Для пополнения «Летописи…» предстоит сделать фронтальный поиск в письмах и мемуарах авторов из ближайшего окружения поэтов, поиск в архивных фондах, в том числе зарубежных (Италия, Германия), в периодических изданиях первой трети XIX века. Тем не менее даже в неполном виде «Летопись…» позволяет по-новому увидеть взаимоотношения Батюшкова и Жуковского.
            «Летопись…» позволила реконструировать переписку поэтов, которая сохранилась односторонне (Батюшков сжег свой архив вместе с хранившимися там письмами Жуковского) и тем самым выделить основные темы диалога поэтов (вопрос о соотношении жизни и поэзии, об образе жизни поэта). Прояснился вопрос о первоначальном поводе и «сюжете» общения поэтов, в котором, значительное место занимает совместный замысел издания сочинений М.Н.Муравьева.
            «Летопись…» проявила любопытный факт: личное (очное) общение поэтов было недолгим, гораздо более продолжительным был их творческий диалог (стихотворения-дублеты, циклы статей по эстетике и др.); это позволяет  отказаться от соблазна искать некий «негласный договор» и тайное «пари» поэтов, будто бы являющееся основой и подтекстом их творческого состязания, и вместо этого сосредоточить внимание на самом феномене совместности двух поэтов, которые при очевидном сходстве «расходились по генетическим основам своего искусства» (Тынянов Ю.Н. Пушкин и его современники. – М.: Наука, 1969. – С.125). Всё это даёт возможность проследить и понять закономерности развития взаимоотношений Батюшкова и Жуковского (от сотрудничества к соперничеству).
            В  «Летописи…» впервые публикуются некоторые архивные материалы: записи В.А.Жуковского в записной книжке «Разные замечания» (1810), черновой план послания В.А.Жуковского «К Батюшкову» (1812). Эти тексты публикуются по копиям, сделанным по архивным источникам профессором А.С.Янушкевичем.
            Публикация «Летописи…» в электронном виде с использованием технологии гипертекста позволяет прочитать не только «голые» факты истории взаимоотношений Батюшкова и Жуковского,  но и одновременно тексты тех литературных произведений, которые рождались в общении поэтов (все упоминаемые в «Летописи…» произведения вызываются с помощью гиперссылок на соответствующие единицы хранения в электронной библиотеке «In Folio»http://infolio.asf.ru). Только в таком виде удается увидеть как переплетаются факты реальной жизни и литературные закономерности в творческом союзе-состязании Батюшкова и Жуковского, как рождался и развивался феномен их литературной совместности.
            По мере обнаружения новых фактов «Летопись…» будет пополняться.
            Буду благодарен каждому, кто обнаружит в «Летописи…» ошибки, неточности, пропуски и сообщит об этом или пришлет критический разбор, дополнения, пожелания.

            Список основных сокращений, принятых в «Летописи…»

ВАЖ — Жуковский В.А. Сочинения в трех томах / Сост., вст. ст. и комм. И.М.Семенко  – М.: Худож. лит., 1980.
ВАЖ. Эстетика и критика — Жуковский В.А. Эстетика и критика. – М.: «Искусство», 1985.
Вольпе — Жуковский В.А. Стихотворения / Вступ. статья, ред. и прим. Ц.Вольпе. – М.; Л., 1936. – 336 с. – Библиотека поэта. Малая серия.
Дневники Жуковского — Дневники В.А.Жуковского – СПб., 1901.
Зорин, 1989 — Батюшков К.Н. Сочинения в 2-х томах. Том 2: Из записных книжек. Письма. / Сост., подгот. текста, коммент. А.Зорина. – М.: «ХЛ», 1989. – 719 с.
КНБ (с указанием тома) — Батюшков К.Н. Сочинения в 2-х томах. Том 1: «Опыты в стихах и прозе». Произведения, не вошедшие в «Опыты…» / Сост., подгот. текста, вступ. статья и коммент. В.Кошелева. – М.: «ХЛ», 1989. – 511 с.; Том 2: Из записных книжек. Письма. / Сост., подгот. текста, коммент. А.Зорина. – М.: «ХЛ», 1989. – 719 с.
Кошелев. Странствия и страсти — Кошелев В.А. Константин Батюшков. Странствия и страсти. – М., 1987. – 349 с.
ЛП — Батюшков К.Н. Опыты в стихах и прозе./ Изд. подготовила И.М.Семенко. – М.: «Наука», 1977 (1978 допечатка). – 607 с., факсимиле, 4 л. илл. – сер. «Литературные памятники».
Майков и Саитов — Батюшков К.Н. Сочинения. Т.1-3. – СПб., 1887 (1), 1885 (2), 1886 (3).
Фридман — Фридман Н.В. Поэзия Батюшкова. – М., 1971.
Фридман. ПСС — Батюшков К.Н. Полное собрание стихотворений. / Вступительная статья, подготовка текста и примечания Н.В.Фридмана. – М.; Л.: «Сов. писатель», 1964. – 354 с., 3 л. илл. – серия «Библиотека поэта. Большая серия. 2-е изд.».
Янушкевич — Янушкевич А.С. Этапы и проблемы творческой эволюции В.А.Жуковского. – Томск: Изд-во ТГУ, 1985. – 289 с.

Наверх