П.Ф.Подковыркин

ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII века
Лекции
________________________________________________________

 Оглавление
 1
 2 
 3 
 4 


А. Н. РАДИЩЕВ

1.  Введение.
2.  Своеобразие жанра и героя в «малой» прозе Радищева:
–  «Дневник одной недели»;
–  «Житие Фёдора Васильевича Ушакова»;
–  «Письмо к другу, жительствующему в Тобольске…».
3.  «Путешествие из Петербурга в Москву»:
–  История создания;
–  Структура повествования: план автора и  план героя;
–  Особенности сюжета и композиции;
–  Тема воспитания.
4.  Заключение. Вопросы для самоподготовки и самоконтроля.

Список рекомендуемой литературы

1.  А.Н.Радищев и литература его времени: Сб. «XVIII век». – Вып.12. – Л.: Наука, 1977.
2.  Алексеев А.А. Старое и новое в языке Радищева // XVIII век. Сб.12. – Л., 1977. – С.99-112.
3.  Болдырев А.И. Проблема человека в русской философии XVIII века. – М.: Изд-во МГУ, 1986. – С.42-60 (раздел «Некоторые исходные принципы и характер философской антропологии А.Н.Радищева»).
4.  Валицкая А.П.Эстетическая концепция А.Н.Радищева // Валицкая А.П. Русская эстетика XVIII века. – М., 1983. – С.144-164.
5.  Западов В.А. История создания «Путешествия из Петербурга в Москву» и «Вольности». // Радищев А.Н. Путешествие из Петербурга в Москву. Вольность / Изд. подг. В.А.Западов. – СПб.: Наука, 1992. – сер. «Литературные памятники». – С.475-623.
6.  Кочеткова Н.Д. Литература русского сентиментализма: Эстетические и творческие искания. / Отв. ред. А.М.Панченко. – Л.: Наука, 1992.
7.  Кочеткова Н.Д. Радищев // История русской литературы в 4-х томах. – Т.1. – Л.: Наука, 1980. – С.707-725.
8.  Кулакова Л.И. Очерки истории русской эстетической мысли XVIII века. – Л., 1968. – С.264-342.
9.  Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. – СПб., 1994. – С.258-269.
10.  Макогоненко Г.П. Радищев и его время. – М.,1969. – С.432-482.
11.  Орлов П.А. Русский сентиментализм. – М., 1977. – С. 145-162.
12.  Радищев А.Н. Путешествие из Петербурга в Москву. Вольность / Изд. подг. В.А.Западов. – СПб.: Наука, 1992. – сер. «Литературные памятники». – 672 с.
13.  Сахаров В.И. Русская масонская поэзия XVIII века // Русская литература. – 1995. – № 4. – С.3-26.
14.  Шторм Георгий. Потаённый Радищев // Новый мир. – 1964. – № 3.

Введение

Творческое наследие А.Н.Радищева — одна из самых сложных тем всего курса истории русской литературы XVIII века. Во-первых, о Радищеве существует огромная исследовательская литература, но она в большинстве случаев устарела и мешает адекватному прочтению произведений писателя. Во-вторых, произведения Радищева, как правило, написаны сложным, «тёмным», наполненным масонской символикой языком, кроме того часто полемичны, являются своеобразным ответом в идеологическом споре, но противник при этом прямо не назван, что существенно затрудняет понимание. В-третьих, самое известное произведение А.Н.Радищева — «Путешествие из Петербурга в Москву» — написано в жанре художественной публицистики, а это значит, что главные вопросы ставит и главные выводы делает сам читатель (а не автор, как это происходит в «чистой» публицистике), от искушенности читателя и его активности в процессе восприятия зависит глубина понимания произведения.
В лекции рассматривается «малая» проза Радищева как этап в развитии литературы русского сентиментализма, но главное внимание уделено наиболее сложному произведению писателя — «Путешествию из Петербурга в Москву».

***

О Радищеве чаще всего пишут (точнее, писали) так: «Александр Николаевич Радищев — первый в России революционный писатель, <…> предшественник декабристской и революционно-демократической мысли XIX в.» [1] Биография писателя, давно уже превратившаяся в своего рода «житие революционера», казалось бы, соответствует такой репутации.
А.Н.Радищев родился в 1749 г. в семье помещика в селе Верхнее Аблязово (современная Пензенская область). Образование получил поначалу вполне обычное по тем временам: нянька, дядька, француз-гувернёр. В 1762 г. Радищев с помощью своего влиятельного дяди М.Ф.Аргамакова поступил в Пажеский корпус в Москве. В 1766 г. Екатерина II распорядилась отправить группу из 6 человек в Лейпциг для изучения права, в этой группе оказался А.Н.Радищев. В течение  почти 5 лет Радищев слушал лекции в Лейпцигском университете (кстати, в то же время, но курсом старше, там учился И.-В.Гёте), особенную склонность проявил к естественным наукам, особенно химии и медицине.
В 1771 г., вернувшись из-за границы, Радищев занял должность протоколиста в Сенате. Его работа состояла в составлении протоколов по судебным делам, слушавшимся в Сенате, в основном это крестьянские бунты и волнения, стычки барина и крестьян, жалобы крестьян, случаи помещичьего произвола. Должность сенатского протоколиста, вероятно, не устраивала Радищева, и при первой возможности он перешёл на военную службу, а вскоре и совсем в отставку.
В 1772 г. в журнале Н.И.Новикова «Живописец» было напечатано одно из первых его литературных сочинений — «Отрывок из путешествия в ***». Примерно с этого времени Радищев принимал участие в работе «Общества, старающегося о напечатании книг», организованного Н.И.Новиковым. Радищев сблизился с масонами (его близкий друг, А.М.Кутузов, был помощником Н.И.Новикова, фактически возглавлявшего масонский «Орден рыцарей златорозового креста» («розенкрейцеров»). Радищев продолжал писать литературные сочинения: стихи и прозаический «Дневник одной недели» (1773), однако до 1789 г. включительно ни одно из произведений Радищева не публиковалось.  В 1776 г. Радищев вновь поступил на службу — в Коммерц-коллегию — под начало аристократа и либерала графа А.Р.Воронцова. В 1780-е гг. Радищев — активный участник «Общества друзей словесных наук» и журнала «Беседущий гражданин», которые возглавлял М.И.Антоновский, масон и мистик. 1789 г. — опубликованы «Житие Ф.В.Ушакова» и «Беседа о том, что есть сын Отечества». В том же 1789 г. Радищев приобрел собственную типографию и издал в ней «Письмо к другу, жительствующему в Тобольске…» (1790).
В 1790 г. вышло в свет «Путешествие из Петербурга в Москву», за публикацию которой Радищев был сначала приговорен Екатериной II к смертной казни, а затем помилован — казнь ему заменили на 10-летнюю ссылку в Илимске (под Иркутском). В Сибири Радищев написал религиозно-философский трактат «О человеке, о его смертности и бессмертии» и незавершенное сочинение «Ангел тьмы», а также историческое сочинение «Сокращенное повествование о приобретении Сибири» и экономический трактат «Письмо о китайском торге».
В 1798 г. новый император Павел I разрешил Радищеву вернуться в центр России, под Калугу. В 1801 г. после убийства Павла I и воцарения Александра I Радищев был полностью амнистирован. К этому времени относится одно из программных стихотворных произведений поэта — «Осмнадцатое столетие». 11 сентября 1802 г. Радищев принял яд и умер в возрасте 53 лет.
 Биография писателя показывает, что вопросы социально-политического устройства и преобразования России действительно его интересовали. Литературная репутация А.Н.Радищева незаметно и прочно срослась с оценкой его политических взглядов. При этом как бы само собой разумеется, что главное произведение Радищева — «Путешествие из Петербурга в Москву» (и ода «Вольность», входящая в состав «Путешествия…»). Однако, неверно отождествлять «Путешествие…» с политической публицистикой, содержание этого произведения гораздо сложнее. Кроме того, Радищев был автором ещё многих произведений, не связанных с политической проблематикой, и являющихся заметными событиями в истории русской литературы: «Дневник одной недели», «Письмо к другу…», «Житие Ф.В.Ушакова» — важный этап в развитии прозы русского сентиментализма, а лирические стихотворения и четыре поэмы («Творение мира», «Бова», «Песни, петые на состязаниях в честь древним славянским божествам», «Песнь историческая») заслужили высокую оценку А.С.Пушкина [2] . Не следует также забывать, что Радищев сыграл заметную роль в истории русского масонства и масонской поэзии конца XVIII века [3] .
В лекции мы рассматриваем прозу А.Н.Радищева как этап развития литературы русского сентиментализма.


[1] Орлов П.А. История русской литературы XVIII века. – М.: Высш. школа, 1991. – С.226.
[2] «Вообще Радищев писал лучше стихами, нежели прозою», — утверждал Пушкин (Пушкин А.С. Полное собрание сочинений в 10-ти тт. – Т.VII. – Л.: Наука, 1978. – С.245). О «Путешествии из Петербурга в Москву» Пушкин отозвался гораздо менее лестно: «очень посредственное произведение, не говоря даже о варварском слоге. Сетования на несчастное состояние народа, на насилие вельмож и проч. преувеличены и пошлы. Порывы чувствительности, жеманной и надутой, иногда чрезвычайно смешны…» (Там же).
[3] По утверждению В.И.Сахарова в статье «Русская масонская поэзия XVIII века» (Русская литература. – 1995. – № 4. – С.3) А.Н.Радищев был «убежденным масоном», однако масонские взгляды Радищева до сих пор по-настоящему не изучены.
Далее