П.Ф.Подковыркин

ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII века
Лекции
________________________________________________________

 Оглавление
 1
 2 
 3 
 4 


Заключение

Радищев остаётся во многом непрочитанным автором. Не все понятно в его «Путешествии…» (прежде всего «чудище облое»), многое ещё предстоит понять в громоздких, намеренно тёмных одах-пророчествах «Вольность» и «Осмьнадцатое столетие», которые наполнены масонскими символами и «гиероглифами», требующими расшифровки и трактовки [1] .
Значение творчества Радищева в целом в истории русской литературы тоже еще не получило достойной оценки, но одно остается бесспорным: Радищев, разработавший черты нового литературного героя, испытавший новые жанрово-стилистические формы был одним из зачинателей литературы русского сентиментализма.

Вопросы для самоконтроля и самоподготовки

1. Перечислите известные вам произведения А.Н.Радищева.
2. Какие особенности поэтики «Дневника одной недели» указывают на принадлежность его литературе сентиментализма?
3. Чем вызваны стремительные перемены настроения «чувствительного» героя в «Дневнике одной недели»?
4. Почему повествование в «Дневнике одной недели»  и в «Письме к другу…» может быть названо лирической прозой? В каком соотношении даны «я» автора и «я» героя (дистанция)?
5. Какие события стали сюжетной основой «Жития Ф.В.Ушакова»?
6. Почему жизнеописание Ушакова Радищев называет «житием»? Чем биография отличается от жития?
7. Перечислите и кратко прокомментируйте особенности характера Ушакова как героя «Жития…» и в целом литературы русского сентиментализма.
8. Согласен ли Радищев с философией человека, предложенной Ж.-Ж.Руссо (на материале «Жития Ф.В.Ушакова» и «Путешествия из Петербурга в Москву»)?
9. Что Радищев называет «собратным искусством» в «Письме к другу…»?
10. Перескажите основные этапы творческой истории «Путешествия из Петербурга в Москву». Как вы понимаете проблему текста «Путешествия…»? Что нового в решении этой проблемы предложили Г.Шторм и В.А.Западов?
11. Рассмотрите план героя в «Путшествии…»: портрет героя, мировоззрение.
12. Какова дистанция между точкой зрения автора и героя в «Путешествии…»? Что в этом произведении принадлежит плану автора?
13. Как вы понимаете смыл эпиграфа, чем и почему эпиграф отличается от подлинного стиха из «Тилемахиды» Тредиаковского? Что, на ваш вгзляд, Радищев называет «чудищем облым»?
14. Как вы понимаете смысл посвящения «Путешествия…»?
15. Какова роль вставных эпизодов (подслушанных разговоров, снов, случайных прохожих, найденных писем и др.) в «Путешествии…»?
16. Какова эволюция автора и героя в «Путешествии…»?
17. Докажите, что «Путешествие…» написано в стиле художественной публицистики.
18. Назовите и кратко прокомментируйте три композиционные части «Путешествия…». Можно ли назвать композицию «Путешествия…» кольцевой?
19. Проанализируйте развитие темы закона и беззакония в перовой композиционной части «Путешествия…».
20. Проанализируйте развитие темы революционного преобразования общественной жизни во второй композиционной части «Путешествия…».
21. Почему сцену самоубийства в финале «Путешествия…» Радищев заменил «Словом о Ломоносове»?
22. В чем суть системы воспитания гражданина по Радищеву («Крестьцы»), прокомментируйте правила «единожития и общежития».
23. Как вы понимаете слова Путешественника в главе «София»: «Бурлак, идущий в кабак повеся голову и возвращающийся обагренный кровию от оплеух, многое может решить доселе гадательное в истории российской…»?
24. Путешествие из Петербурга в Москву описано топографически достоверно, есть ли символический смысл в этом маршруте путешествия радищевского героя?

Творческие задания

1. На основании эпиграфа, посвящения, «Слова о Ломоносове», анализа фонвизинских мотивов в главах «Любани», «Хотилов», «Выдропуск», («Копии с отписок»), «Новгород» («Вопросы господину сочинителю «Былей и небылиц»), «Завидово» («Всеобщая придворная грамматика») ответьте на вопросы: что сближает Радищева с Тредиаковским? с Ломоносовым? с Фонвизиным?
2. Выберите из текста «Путешествия…» характеристики русского народа, проанализируйте их и опишите представления Радищева об особенностях национального характера, быта, искусства и т.д. Меняется ли это представление Радищева к концу книги?


[1] См.: Сахаров В.И. Русская масонская поэзия XVIII века // Русская литература. – 1995. – № 4. – С.26.