~
И с т о р и я   л и т е р а т у р ы   Д р е в н е й   Р у с и
электронный учебно-методический комплекс

Главная страница | Тематический план | Тексты | Учебники | Вопросы к экзамену

Сказание о князьях Владимирских
Древнерусский текст
Современный перевод
Источник, комментарии

СКАЗАНИЕ О КНЯЗЕХ ВЛАДИМИРСКИХ

…И в то время некии воевода новгородцкий, именем Гостомысл, скончевает свое житие, и созва вся владелца Новагорода, и рече им: «О мужии новогородьстии, совет даю вам аз, яко да пошлете в Прусьскую землю мужа мудрыя и призовите от тамо сущих родов владелца себе». Они же шедше в Прузскую землю и обретоша тамо некоего князя именем Рюрика, суща от рода римъскаго Августа царя, и молиша князя Рюрика посланьницы от всех новогородцов, дабы шел к ним княжити. Князь же Рюрик пришед в Новъгород, имея с собою два брата, имя единому Трувор, а другому Синеус, а третей племянник его с ним имянем Олег; и от того времени наречен бысть великий Новград, и нача князь великий Рюрик первый княжити в нем в лето 6375. От великаго князя Рюрика князь Владимер 4-е колено, иже просвети Рускую землю святым крещением в лето 6496.
Поставление великих князей русских откуда бе, и како начашася ставити на великое княжение святыми бармами и царским венцем.
В лета 6622 бысть сии князь великий Владимер Всеволодович, Манамах, князь великий киевъскии, пранук великаго князя Владимера, просветивъшаго Русскую землю, от него же 4-е колено. Той бо Мономах прозвася от таковыя вины.
Егда седе в Киеве на великое княжение, начат съвет творити со князи своими, и з боляры, и с велможи, глаголя тако рече: «Егда аз мал семь преже мене царствовавших и хорюгви правящих скипетра великия Росия, якоже князь великий Олег ходил и взял со Царяграда велию дань на вся воя своя, и потом великий князь Всеслав Игоревич ходил и взял на Констянтине граде тяжчаишую дань. А мы есмя божнею милостию настолницы своих прародителей и отца своего великого князя Всеволода Ярославича и наследницы тоя же части от бога сподоблены, и ныне убо съвет ищу от вас, моея полаты, князей и бояр, и воевод, и всего над вами христолюбиваго воинства, и да превознесется имя святыя и живоначальныя троица вашея храбрости могутством божиею волею с нашим повелением, и кии ми съвет воздаете?» Отвещаста же великому князю Владимеру Всеволодовичю князи, и бэляря его, и воеводы и реша ему: «Сердце царево в руце божий, якоже есть писано, а мы есмя вей раби твои под твоею властию». Великий же князь Владимер збирает воеводы благоискусны, и благоразумны, и благоразсудны, поставляет чиноначалники, и сотники, и пятидесятники, и совокупи многи тысяща воинств и отпусти их на Фракию Царяграда области, и поплениша их довольно, и возвратишася со многим богатеством здрави во свояси.
Тогда бе во Цареграде благочестивый царь Констянтин Манамах и в то время брань имея с персы и с латины. И составляет съвет благ премудрый царьскии, отряжает ужо послы своя к великому князю Владимеру Всеволодовичю митрополита ефесскаго Неофита от Асия и с ним два епископа, митулинскаго и мелетинскаго, и стратига антиохийскаго, игемона иерусалимского Иеустафия, и иных своих благородных. От своея же царьския выя снимает животворящий крест от самого животворящего древа, на немъже распятся владыка Христос, снимает же от своея главы царский венец и поставляет его на блюде злате; повелевает же принести крабейцу сердоликову, из нея же Августия царь римский веселящеся, посылает же и ожерелие, сиречь святыя бармы, иже на плещу свою ношаше, и чепь от злата аравитскаго сковану, и ины многи дары царьския, и дасть их митрополиту Неофиту и епископом и своим благородным посланником, и отпусти их к великому князю Владимеру Всеволодовичю, моля его и глаголя: «Приими от нас, боголюбивыи и благоверный княже, сия честные дарове, иже от начатка вечных лет твоего родства и поколениа царьских жребии на славу и честь на венчание твоего волнаго и самодержавнаго царствия. О нем же начнут молити тя наши посланницы, что мы от твоего благородия просим мира и любве, яко да церкви божия безмятежна будут и все православие в покои да пребудет под сущею властию нашего царства и твоего волнаго самодержавства великия Росия, да нарицаешися боговенчанный царь, венчан сим царьским венцем рукою святейшаго митрополита кир Неофита с епископы». И с того времени князь великий Владимер Всеволодович наречеся Манамах, царь великия Росия, и потом пребыста прочаа времена с царем Констянтином князь великий Владимер в мире и любви. Оттоле и доныне тем царьским венцем венчаются великий князи владимерстии, его же прислал греческий царь Констянтин Манамах, егда поставятся на великое княжение росииское...

СКАЗАНИЕ О КНЯЗЬЯХ ВЛАДИМИРСКИХ

В то время некий воевода новгородский именем Гостомысл, умирая, созвал всех владетелей новгородских и говорит им: «О мужи новгородские! Даю вам совет: пошлите в Прусскую землю человека мудрого и призовите от знатных тамошних родов правителя себе». Они пошли в Прусскую землю, и нашли там некоего князя именем Рюрик из рода римского императора Августа, и упросили его посланцы от всех новгородцев идти к ним княжить [1] . Князь Рюрик пришел в Новгород с двумя братьями, одному имя Трувор, другому — Синеус, а третий был его племянник, по имени Олег. И с того времени назвав был Новгород Великим, и начал великий князь Рюрик первым княжить в нем в 6375 году [2] . От великого князя Рюрика в четвертом колене был князь Владимир, который просветил Русскую землю святым крещением в 6496 (988) году.
Откуда пошло поставление великих князей русских и как начали они венчаться на великое княжение святыми бармами и царским венцом?
В 6622 (1114) году великим князем Киевским стад Владимир Всеволодович Мономах, правнук великого князя Владимира, просветившего Русскую землю, от которого он четвертое колено. Мономахом прозван он был по такой причине.
Когда сел он в Киеве на великое княжение, то начал держать совет со своими князьями, с боярами и с вельможами, говоря так: «Когда я был еще мал, то слышал от царствовавших до меня и державших скипетр великой России о том, что великий князь Олег ходил на Царьград и взял с него большую дань на всех своих воинов, потом великий князь Всеслав Игоревич [3] ходил и взял с Константинополя еще большую дань. А мы, божьей милостью наследники своих прародителей и отца своего великого князя Всеволода Ярославича, удостоены богом быть наследниками того же жребия, и ныне же прошу у вас, моих советников, князей, бояр, воевод и всего над нами христолюбивого воинства, и да превознесется вашей храбростью и мужеством имя святой и живоначальной Троицы по божьей воле и нашему повелению! Какой совет мне дадите?» Отвечали великому князю Владимиру Всеволодовичу князья, бояре его и воеводы: «Написано ведь, что сердце царево в руке божьей, а мы все рабы твои, под твоей властью». Великий же князь Владимир собирает самых искусных, разумных и рассудительных воевод, ставит их чиноначальниками, сотниками, пятидесятниками и, собрав многочисленное войско, направил его во Фракию, область Царьграда, и пленил многих и возвратился с большим богатством и в здравии восвояси.
Был тогда в Царьграде благочестивый царь Константин Мономах [4] , воевавший в то время с персами и латинянами. И собирает мудрый царь совет и снаряжает своих послов к великому князю Владимиру Всеволодовичу: митрополита ефесского Неофита от Азии и двух епископов, митулинского и мелетинского, стратига антиохийского, владыку иерусалимского Евстафия и других благородных. Со своей царственной шеи снимает он крест из животворящего древа, на котором был распят владыка Христос, снимает со своей головы царский венец и ставит его на золотое блюдо; повелевает принести сердоликовый кубок, с которым пировал римский царь Август, посылает и ожерелье, называемое святые бармы, которое носил на своих плечах, и цепь, кованную из аравийского золота, и много других царских даров. Вручил их митрополиту Неофиту, епископам и своим благородным послам и отпустил их к великому князю Владимиру Всеволодовичу со словами: «Прими от нас, боголюбивый и благоверный князь, эти честные дары на славу и честь, на венчание твоего вольного и самодержавного царствования и рода твоего. Послы наши будут молить тебя о том, о чем просим мы во имя твоего благородства: о мире и о любви, чтобы божий храмы не опустошались и все православие пребывало в покое под властию нашего царства и твоего вольного самодержавия, великой России; и да назовешься ты боговенчанным царем, венчанный этим царским венцом рукою святейшего митрополита Неофита и епископами». И с тех пор великий князь Владимир Всеволодович называется Мономахом, царем великой России, и во все времена великий князь Владимир пребывал в мире и согласии с царем Константином. С тех пор и доныне великие князья владимирские венчаются на великое княжение Российское тем царским венцом, который прислал греческий царь Константин Мономах.

Источник: О, Русская земля! / Сост., предисл. и примеч. В.А.Грихина. – М.: Сов. Россия, 1982. – С.107-109, 291-293, 341-342. – сер. «Б-ка рус. худож. публицистики».
Примечания. Легендарно-историческая повесть «Сказание о князьях Владимирских», созданная в конце XV — начале XVI в., по своим идеям и публицистическому пафосу примыкает к повестям о Вавилонском царстве. Здесь политическая теория централизованного Русского государства получает свое обоснование в официальной родословной московских государей, устанавливающей их непосредственное родство с Рюриком, а через него с основателем Римской империи — Августом-кесарем, поскольку приглашенный новгородцами на княжение Рюрик происходил из рода Августа-кесаря. Следовательно, политическая легенда, возникшая на русской почве, связывала династию великих московских князей с представителями старейшей мировой монархии, закрепляла права московских государей на единодержавную власть.
В «Сказание о князьях Владимирских» включена также легенда о знаках царского достоинства, которые византийский император Константин Мономах прислал великому Киевскому князю Владимиру Всеволодовичу. Эта легенда явилась важным политическим средством обоснования прав великих московских князей на царский титул, на единодержавную форму правления.
Опираясь на «Сказание», Иван Грозный неоднократно заявлял, что ведет свое род от Августа-кесаря, а в 1547 г. объявил себя царем в торжественно венчался на царство в Московском Успенском соборе.
Текст «Сказания» публикуется по приложению к книге И. Жданова «Русский былевой эпос. Исследования и материалы» (Спб., 1895). Перевод В. А. Грихина.


[1] ...и упросили... идти к ним княжить. — Легенда о призвании князей-варягов, якобы положивших начало государственности на Руси, имела определенное политическое обоснование. Во времена античности и средневековья часто правящую династию возводили к мифологическому персонажу или иноземцу. Это позволяло устранить соперничество за власть местных знатных родов. Легенда о призвании варягов отвечала интересам печерских летописцев, стремившихся утвердить родовое единство всех русских князей. Как представители одного рода, они должны были прекратить братоубийственные распри — такую мысль постоянно проводят русские летописи.
[2] ...начал... Рюрик... княжить... в 6375 году. — В «Повести временных лет» призвание Рюрика помещено под 6370 (762) г.
[3] ...великий князь Всеслав Игоревич — По-видимому, речь идет не о Всеславе Игоревиче, а о князе Святославе Игоревиче.
[4] Был тогда в Царьграде благочестивый царь Константин Мономах... — В данном случае мы имеем дело с хронологической несообразностью: Константин Мономах умер, когда Владимиру Всеволодовичу было около двух лет.

Главная страница | Тематический план | Тексты | Учебники | Вопросы к экзамену