Планы практических занятий

  № 1. Басенное творчество И. А. Крылова.

  № 2. Комедия А. С. Грибоедова “Горе от ума”.

  № 3. Роман в стихах “Евгений Онегин” А.С.Пушкина.

  № 4. “Герой нашего времени” М. Ю. Лермонтова.

  № 5. “Петербургские повести” Н. В. Гоголя.

 

  

Практическое занятие № 1. БАСЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО И. А. КРЫЛОВА.

Вопросы:

  1. Фактическая картина басенного творчества И.А.Крылова: количество басен, их классификация, интенсивность басенного творчества в отдельные годы, проблема эволюции басен.
  2. Место жанра басни в творческой эволюции И.А.Крылова.
  3. Главные достижения Крылова-баснописца. Почему Крылова называли “дедушкой Крыловым”?
  4. Особенность Крылова-баснописца на примере басни “Стрекоза и Муравей” в сравнении с версиями той же басни Лафонтена, А.П.Сумарокова, И.И.Хемницера, Ю.А.Нелединского-Мелецкого.
  5. Особенности персонажа, манеры повествования, морали, языка и стиля басен И.А.Крылова.

Литература:

  1. Виноградов В.В. Язык и стиль русских писателей от Карамзина до Гоголя. – М.: Наука, 1990. – С.148-182.
  2. Вяземский П.А. “На радость полувековую…” // Вяземский П.А. Стихотворения. – Л.: Сов. писатель, 1986. – С.262-264.
  3. Жуковский В.А. О басне и баснях Крылова // Жуковский В.А. Эстетика и критика. – М.: Искусство, 1985. – С.181-196. (Или в любом другом издании сочинений Жуковского.)
  4. И.А.Крылов в воспоминаниях современников. – М., 1982.
  5. И.А.Крылов. Сочинения в 2-х томах. – М., 1984.
  6. Степанов Н.Л. И.А.Крылов. Жизнь и творчество. – М., 1958. – С.126-132, 205-257, 320-326, 349-453.
  7. Эткинд Е.Г. Разговор о стихах. – М., 1970. – С.216-221.

 

Практическое занятие № 2. КОМЕДИЯ А. С. ГРИБОЕДОВА “ГОРЕ ОТ УМА”.

Вопросы:

  1. Грибоедов и его комедия в оценках критики и литературоведения. (В.Г.Белинский, И.А.Гончаров, А.А.Блок, Ю.Н.Тынянов)
  2. Литературная позиция А.С.Грибоедова. Место комедии “Горе от ума” в его творческой эволюции.
  3. Поэтика комедии “Горе от ума”:система персонажей, символическая образность.

Задания:

  1. Законспектируйте указанные статьи Белинского, Гончарова, Блока и Тынянова.
  2. Подумайте, почему служанка Лиза и Софья Павловна после первого явления называются только Лизанька и София? Какой час били часы в доме Фамусова? Как вы понимаете смысл трех любимых вещиц Молчалина?
  3. Составьте краткие словари языка Молчалина, Софии, Чацкого, Лизаньки, Фамусова.

Литература:

  1. Грибоедов А.С. Горе от ума / Изд. подг. Н.К.Пиксанов при участии А.Л.Гришунина. – М.: Наука, 1988. – 480 с. – сер. “Литературные памятники”.
  2. А.С.Грибоедов в воспоминаниях современников. – М., 1980.
  3. Белинский В.Г. “Горе от ума”… // Белинский В.Г. Избранные эстетические работы. – М., 1986. – Том 1. – С.120-195.
  4. Гончаров И.А. “Мильон терзаний” // И.А.Гончаров-критик. – М., 1981. – С.58-89.
  5. Тынянов Ю.Н. Сюжет “Горя от ума” // Тынянов Ю.Н. Пушкин и его современники. – М., 1969. – С.347-379.
  6. Блок А.А. Размышления о скудости нашего репертуара // Юлок А.А. Собрание сочинений – Л., 1986. – Том 12. – С.117 (или по любому другому изданию).
  7. Степанов Л.А. Драматургия А.С.Грибоедова // История русской драматургии XVII – первая половина XIX века. – Л., 1982. – С.296-326.
  8. Фомичёв С.А. Драматургия начала XIX века. Творчество А.С.Грибоедова. Комедия “Горе от ума” // История русской литературы. – Л., 1981. – Том.2. – С.204-234.

 

Практическое занятие № 3. РОМАН В СТИХАХ “ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН” А. С. ПУШКИНА

Вопросы:

  1. Генезис романа в стихах А.С.Пушкина (внутренняя и внешняя хронология романа; замысел сатирической поэмы; замысел романа в стихах).
  2. Своеобразие поэтической формы (принцип “противуречий”, стихи и проза, ирония и самоирония, автор и герой, онегинская строфа, пропущенные строфы, незавершенность текста).
  3. Проблема положительного героя и принципы его изображения в “Евгении Онегине”.
  4. Место романа в стихах в творческой эволюции Пушкина.

Литература:

  1. Долинина Н. Прочитаем “Онегина” вместе.
  2. Мейлах Б.С. Творчество Пушкина. Развитие художественной системы. – М., 1984.
  3. Одиноков В.Г. “И даль свободного романа…” – Новосибирск: Наука, 1983.
  4. Соловей Н.Я. Роман А.С.Пушкина “Евгений Онегин”. – М., 1981. – 106 с.
  5. Бродский Н.Л. “Евгений Онегин”. Роман А.С.Пушкина. – Изд. 3-е. – М., 1950.
  6. Лотман Ю.М. Роман А.С.Пушкина “Евгений Онегин”. Комментарий. – Изд. 2-е. – Л., 1983.
  7. Лотман Ю.М. Своеобразие художественного построения “Евгения Онегина” // Лотман Ю.М. В школе поэтического слова. – М., 1988. – С.30-106.
  8. Тынянов Ю.Н. О композиции “Евгения Онегина” // Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. – М.: Наука, 1977. – С.52-77.
  9. Тойбин И.М. “Евгений Онегин”: поэзия и история // Пушкин. Исследования и материалы. – Т.IX. – Л.: Наука, 1979. – С.83-99.
  10. Грехнев В.А. Диалог с читателем в романе Пушкина “Евгений Онегин” // Там же. – С.100-109.
  11. Набоков В.

 

Практическое занятие № 4. “ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ” М.Ю.ЛЕРМОНТОВА

Вопросы:

  1. Своеобразие романтизма Лермонтова.
  2. Общественно-философская проблематика романа (проблема героя времени; проблема “нашего”)
  3. Особенности поэтики романа “Герой нашего времени” (композиция; жанр; герой).

Задание: Найдите в тексте портреты Печорина. Какова логика их расположения в романе.

Литература:

  1. М.Ю.Лермонтов в русской критике. – Изд.2-е., доп. – М., 1955. – 300 с.
  2. Мережковский Д.С. Лермонтов — поэт сверхчеловечества // Мережковский Д.С. В тихом омуте. – М., 1991. – С.378-415.
  3. Эйхенбаум Б.М. М.Ю.Лермонтов // Лермонтов М.Ю. Собрание сочинений. – Т.1. – Л., 1941. – С.V-LII (первой пагинации).
  4. Ломинадзе С. Поэтический мир М.Ю.Лермонтова. – М., 1985. – 288 с.
  5. Маймин Е.А. О русском романтизме. – М., 1975. – С.113-144.
  6. Голованова Т.П. М.Ю.Лермонтов // История русской литературы в 4-х томах. – Том 2. – Л., 1981. – С.410-472.
  7. Белинский В.Г. “Герой нашего времени” // Белинский В.Г. Избранные эстетические работы в 2-х томах. – Том 1. – М., 1986. – С.375-534.
  8. Эйхенбаум Б.М. “Герой нашего времени” // Эйхенбаум Б.М. О прозе. О поэзии. Л., 1986. – С.94-185.
  9. Лотман Ю.М. В школе поэтического слова. – М., 1988. – С.206-234.

 

Семинарское занятие № 5. “ПЕТЕРБУРГСКИЕ ПОВЕСТИ” Н.В.ГОГОЛЯ.

Вопросы:

  1. Место повести “Нос” в цикле.
  2. Проблема искусства в цикле. “Портрет” как эстетический манифест Гоголя.
  3. Повесть “Нос” и формы фантастического в “Петербургских повестях”.
  4. Проблема “маленького человека” в повестях Гоголя. Принципы изображения героя в “Записках сумасшедшего” и “Шинели”.

Литература:

  1. Григорьев А.А. Взгляд на русскую литературу со смерти Пушкина // Григорьев А.А. Сочинения в 2-х томах. Том 2. – М., 1990. – С.48-90. [Русское слово –1859]
  2. Белинский В.Г. О русской повести и повестях г. Гоголя // Белинский В.Г. Избранные эстетические работы в 2-х томах. Том I. – М., 1986. – С.44-100. [Телескоп - 1842]
  3. Белинский В.Г. Письмо к Гоголю // Белинский В.Г. Избранные эстетические работы в 2-х томах. Том II. – М., 1986. – С.410-418. [Полярная звезда - 1842]
  4. Розанов В.В. О Гоголе. Пушкин и Гоголь (1891). Как произошёл тип Акакия Акакиевича (1894) // Розанов В.В. Мысли о литературе. – М., 1989. – С.158-176.
  5. Мережковский Д.С. Гоголь и чёрт. Исследование // Мережковский Д.С. В тихом омуте. – М., 1991. – С.213-309.
  6. Эйхенбаум Б.М. Как сделана “Шинель” Гоголя // Эйхенбаум Б.М. О прозе. О поэзии. – Л., 1986. – С.45-63.
  7. Виноградов В.В. Язык Гоголя // Виноградов В.В. Избранные труды. Язык и стиль русских писателей. От Карамзина до Гоголя. – М., 1990. – С.271-330.
  8. Белый А. Мастерство Гоголя. – М.; Л., 1934.
  9. Храпченко М.Б. Николай Гоголь. Литературный путь. Величие писателя. – М., 1984. – 653 с.
  10. Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. – М., 1988. – 413 с.
  11. Бочаров С.Г. Загадка “Носа” и тайна лица // Бочаров С.Г. О художественных мирах. – М., 1985. – С.124-160.
  12. Бочаров С.Г. Переход от Гоголя к Достоевскому // Бочаров С.Г. О художественных мирах. – М., 1985. – С.161-209.
  13. Турбин В. Пушкин. Гоголь. Лермонтов. – М., 1978.
  14. Маркович В. Петербургские повести Н.В.Гоголя. – Л., 1989. – 208 С.
  15. Гоголь: история и современность. – М., 1985. – 496 с.
  16. Купреянова Е.Н. Н.В.Гоголь // История русской литературы в 4-х томах. Том 2. – Л., 1981. – С.530-579.
  17. Фридлендер Г.М. Гоголь: истоки и свершения // Русская литература. – 1994. – № 2. – С.3-26; 1995. – № 2. – С.3-31.
  18. Лотман Ю.М. В школе поэтического слова. Пушкин. Лермонтов. Гоголь. – М., 1988. – С.235-348.
  19. Гуковский Г.А. Реализм Гоголя. – М., 1978.

Главная страница курса

В начало этой страницы

На личную страницу